Стальная опалубка

Под термином «стальная опалубка» подразумеваются системы мелкощитовой или крупнощитовой опалубки, основным элементом которых является щит из стального каркаса и фанерной палубы.

Рассмотрим эти типы опалубки более подробно. Крупнощитовая опалубка, как видно из названия, состоит из набора крупногабаритных щитов с основными стандартными высотами 3,0 м и 3,3 м (так же есть доборные высоты – 2,1 м, 1,8 м, 1,5 м, 1,2 м, 0,6 м). Ширина щита составляет от 1,2 м до 0,2 м с шагом 0,1 м (так же для высот 3,0 м и 3,3 м имеется суперэлемент шириной 2,4 м). Каркас щитов изготавливается из стального проката толщиной до 3 мм. По контуру, так называемый, обвязочный профиль – специальный прокат 120х60 мм, позволяющий соединять элементы между собой при помощи опалубочных замков. В этом профиле предусмотрены завальцованные отверстия под установку стяжных винтов. Для стандартных высот 3,0 м и 3,3 м – это три отверстия по высоте. Втулка в отверстиях конусная, что позволяет пропускать стяжку под углом до 5 градусов. Ребра каркаса выполнены из трубы прямоугольного сечения 100х50 мм и так же имеют завальцованные отверстия для установки комплектующих, таких как подкосы телескопические или кронштейны подмостей. Палуба, то есть поверхность, которая соприкасается с бетоном, — высококачественная березовая ламинированная фанера отечественного производства толщиной 18 мм. Крепится к каркасу при помощи стандартных заклепок, торцы герметизируются силиконом для предотвращения попадания влаги. Применяется данная система опалубки при строительстве как жилых и общественных зданий, так и при возведении различных инженерных сооружений. Основными преимуществами являются: износостойкость и долговечность (оборачиваемость каркаса до 350 циклов, фанеры – до 50 циклов); универсальность (все элементы стандартизированы, симметричны и взаимозаменяемы); технологичность (значительно сокращается время на проведение монтажа и распалубки по сравнению с фанерной опалубкой или мелкощитовыми системами). Обязательным условием применения систем стальной крупнощитовой опалубки является наличие на строительной площадке башенного крана, так как монтаж ведется укрупненными элементами, то есть несколькими щитами, соединенными между собой в одну панель. Средний показатель трудоемкости монтажа составляет 0,5 чел*ч/м2. Максимальное воспринимаемое давление бетонной смеси – 8 т/м2 (скорость бетонирования высот до 3,3 м не ограничена).

Если же условия строительства таковы, что крана на площадке нет и рассчитывать приходится только на ручной труд, актуально будет рассмотреть приобретение мелкощитовой опалубки. Вес элементов составляет не более 50 кг, что позволяет без труда монтировать ее вручную. Максимальная высота щита – 1,8 м, ширина – 0,8 м. Каркас, в отличие от крупнощитовой системы, состоит не из проката, а из стальной полосы. Палуба – так же ламинированная фанера, но толщиной до 15 мм. Соединяются щиты между собой при помощи простейших клиньев, а в качестве стяжного винта выступает стальная полоса – так называемая, тяга. Монтаж мелкощитовой опалубки производится дольше, так как на сравнимую площадь опалубливания монтируется значительно большее количество элементов. Несущая способность – 6 т/м2, что показывает на ограничение скорости заливки даже на стандартных высотах до 3,0 м. Основными преимуществами являются: возможность работы с системой без использования крана; сравнительно невысокая стоимость.